РАБОТА НАД НАРОДНЫМ КОСТЮМОМ — ОТ ИДЕИ ДО ВОПЛОЩЕНИЯ

Поделиться:

Этапы работы над костюмом в народном стиле:

Первый этап — «Концепция» В ходе его определяется общая концептуальная направленность костюма , выбирается ассортимент, сырье, назначение модели.

Второй этап — «Создание» На этом этапе создаются эскизы будущего костюма , выбираются ведущая цветовая гамма, силуэты, а также разрабатывается стилистика костюма.

Третий этап —«Выполнение в материале» На этом этапе по эскизу создаются макеты, на которых отрабатываются конструкции моделей. При создании современного или костюма по аналогу , конструкции, как правило, создаются современными методами конструктивного моделирования. Завершается этот этап работы выполнением моделей из основной ткани.

Четвертый этап- «Демонстрация костюма»

Графическое изображение костюма (ЭСКИЗ)— особый вид рекламы будущей моды, линии стиля, идей, которые воплощает в жизнь дизайнер. Этап эскизирования всегда предшествует этапу выполнения проекта в материале. В эскизах отрабатываются форма будущих изделий, ищутся пропорции, членения костюмных форм, прорабатываются тоновые и цветовые варианты решения костюма, ищутся отделка и декор. На эскизах проводится этап отбора вариантов будущих изделий, уточняется форма, конкретизируются детали. В своей работе над эскизами проектируемых изделий дизайнер проходит целый ряд последовательных этапов.

 

РАССМОТРИМ ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЭСКИЗАМИ НАРОДНОГО КОСТЮМА:

Первый этап — изучение творческого источника, побудившего к созданию образов костюма. Источник всесторонне изучается с точки зрения его дальнейшей трансформации в новые формы одежды. Предварительные зарисовки творческого источника способствуют накоплению информации и анализу исследуемого материала. На этом этапе рождаются наметки образов будущих костюмов и варианты их решения. К предварительным зарисовкам предъявляются требования точного отображения источника и выразительности его образа.

Второй этап ~ анализ накопленной информации и создание фор-эскизов будущих костюмов или целой коллекции одежды. На этом этапе в целом рождается образ проектируемых костюмов, продумывается цветовое и тоновое решение, форма и фактура создаваемыхизделий.

Третий этап — создание творческих эскизов. На этом этапе утверждается форма, цвет и фактура, найденные в фор-эскизах. В процессе работы над творческими эскизами дизайнер продумывает элементы формы, детализирует найденные решения.

Четвертый этап — выполнение рабочих или технических эскизов, которые представляют собой эскизы-схемы, точно передающие замысел дизайнера в материале. Они доносят до конструктора и технолога информацию о силуэте, пропорциях, деталях формы и ее конструктивной основе. По этим эскизам ведется дальнейшая работа над

выполнением изделия в материале; создается конструкция костюма, составляется последовательность технологической обработки изделия, выполняется макетирование проектируемого изделия. Все этапы графической разработки проектируемых костюмов важны и значимы в общей системе работы над проектной графикой будущих моделей одежды. Во многом от уровня выполнения эскизов зависит конечный результат работы дизайнера. Ошибки и неточности, недоработки и неясности на этапе эскизирования мешают в дальнейшей работе над моделью, выполняемой в материале, отнимают драгоценное время дизайнера, вносят многочисленные переделки, влияя на конечный результат воплощения творческого замысла.

 

Виды эскизных форм:

· Фор-эскизы — это главные носители идеи автора, быстрые зарисовки возникших образов, без проработки и уточнения элементов формы будущих костюмов. Формат фор-эскизов небольшой, используются различные материалы для выполнения разнообразных изображений.

· Творческие (авторские) эскизы — воплощение виденья автором темы.

· Фор-эскизы и их значение в работе над костюмом Графическая работа над созданием новых форм костюма начинается с исполнения фор-эскизов.

· Фор-эскизы— это, по своей сути первоначальные, предварительные эскизы разрабатываемой единичной формы или целой коллекции моделей. Фор-эскиз ставит своей задачей выражение авторской идеи формы костюма. Фор-эскизы определяют силуэт будущего костюма или всей коллекции, пропорции, ритмическую организацию формы. Главная задача фор-эскизов — передать художественный образ проектируемой одежды. Фор-эскиз представляет собой быстрое, лаконичное изображение без уточнения деталей форм костюма и конструкций. Предварительные эскизы показывают костюм на фигуре человека, отражая манеру ношения разрабатываемых моделей, характерные движения, соответствующие создаваемому образу. У зрителя складывается яркое, живое

· представление передаваемого автором фор-эскизов образа. Фор-эскизы «выплескивают» на бумагу чувства дизайнера, его эмоциональное состояние, побудившее художника к работе над выбранной темой. Поэтому создание фор-эскизов — самый чувственный, эмоционально напряженный непосредственный этап эскизной работы, требующий от дизайнера творческого художественного мышления. Часто в фор-эскизах дизайнер выражает свое видение цветового решения костюма или коллекции. Автор распределяет цветовые массы в соответствии с формой и характером модели, продумывает движение цветовых пятен в коллекции. Фор-эскиз, отражая первоначальные замыслы автора, представляет собой очень быстрый, лаконичный рисунок, чаще всего выполненный карандашом, фломастером, тушью. Из выразительных средств композиции используется линия и пятно.Если дизайнер передает общий колорит проектируемой модели или коллекции, находит пропорциональные соотношения и динамику цветовых пятен, то используется акварель, гуашь, темпера, цветные фломастеры или карандаши. Фор-эскизы, выполненные по заданной теме, анализируются, отбираются лучшие.

Эти фор-эскизы служат дизайнеру основой дальнейшей работы по воплощению авторских идей в материале, они предваряют собой следующий этап эскизирования — работу по созданию творческих эскизов. Формат обычно берется для фор – эскизов А5.

Творческие эскизы:

После завершения первого этапа эскизирования, анализа и отбора фор-эскизов, дизайнер приступает к созданию творческих, или художественных эскизов. В творческих эскизах первоначальные замыслы автора уточняются, конкретизируются, развиваются по пути дальнейшего совершенствования и отработки формы.

Творческий эскиз отображает стиль разрабатываемой модели, показывая манеру ношения костюма, характерные жесты, позы, знаковые аксессуары и дополнения. Все вместе позволяет автору эскизов донести до зрителя неповторимый образ, характер проектируемой модели. В общую композицию костюма включаются головные уборы, шарфы, платки, перчатки, сумки, обувь, очки, зонты и т. п. Иногда в общую композицию листа включается условно-фоновая среда эскиза, что помогает передаче образности и гармоничности создаваемых моделей. В творческих эскизах в качестве изобразительного поля используется бумага различных сортов и цветовых тонов, или картон. Возможно использование разнообразных фактурных поверхностей листов. Графические материалы для исполнения творческих эскизов выбираются автором в соответствии с замыслом эскизной композиции. В творческих эскизах дизайнер, изображая проектируемую модель костюма на фигуре человека, сознательно трансформирует и стилизует ее пропорции. В этой связи возникает много споров и вопросов о целесообразности.

Проработка фигуры в костюме:

В рабочем эскизе избегают изображения сложных поз, разворотов, движений. Фигура изображается пропорционально грамотно, соответствующая пропорциям фигуры носителя костюма или манекенщицы. Часто для того, чтобы показать конструктивные особенности модели (силуэт, необычные детали и т.п.), пользуются приемом дополнительного усиления пластической вырази-тельности изображения фигуры. Усиливая пластику изображаемой фигуры, дизайнер точнее передает форму модели, показывает способность швейных материалов видоизменять эту форму при движении. Рабочий эскиз предполагает изображение фигуры в позе, которая наиболее выгодно преподнесет костюм.

· изображение головных уборов и аксессуаров. Они помогают создать завершенный образ модели, отвечающей стилю современной моды;

·  изображение обуви. Часто для придания вырази- тельности эскизу, обувь утрируется по форме и размеру, изображается цветовыми пятнами;

· изображение прически, оформления головы. В таких эскизах прически рисуются выразительно характерными, дающими представление о стиле разрабатываемой мо- дели;

· изображение макияжа. Наиболее часто макияж по- дается в эскизах цветными пятнами, лаконичными и чистыми по цвету.

Теперь необходимо продумать, как сделать предварительный технический рисунок – в академическом или в фэшн-стиле? Первый способ, безусловно, отображает на бумаге все пропорции тела, но одежда будет смотреться, прямо скажем, – скучновато.

Остаётся fashion drawing, кстати, – очень популярный в мире: на всех дизайнерских факультетах ему посвящается много времени. Этот метод подразумевает изображение фигур обычных моделей с нормальными пропорциями, за исключением одной детали – непропорционально длинных ног. Эти фигуры нужно одеть в яркую, смелую, красочную, немного утрированную, выдержанную в журнальной эстетике дизайнерскую одежду.

Стилизация изображаемой фигуры человека в эскизах дизайнеров одежды ни в коем случае не подменяет навыков рисования, знания анатомического строения человеческого тела. Эскиз никогда не будет выглядеть убедительно, если фигура нарисована неумело.

 

Рисунок рабочей модели

Голова

Начинайте с разметки фигуры – для этого проведите на листе бумаги сверху вниз ровную линию. Это будет центр тяжести вашей модели, своего рода скелет. Затем нарисуйте овал – будущую голову. При разработке дизайна одежды нет нужды в соблюдении пропорций, ведь на первом плане – одежда, а не анатомия.

Зона ниже пояса

Изобразите квадрат чуть пониже середины. Для стройных моделей потребуется небольшой квадрат, для бодипозитивных – по-больше. Учитывая выбранную позу для вашей модели, квадрат наклоняйте влево или вправо. Для стоящей модели не надо его наклонять.

Торс и плечи

Линии торса протяните кверху, начиная от углов тазового квадрата, в области талии их необходимо сузить. Затем вновь расширьте к плечам. Бёдра и плечи сделайте одного размера. Высота торса должна равняться 2-м головам

Шея и голова

Шея составляет третью часть от ширины плеч и половину длины головы. Голова должна быть пропорциональна телу. Сотрите первоначальный овал. Рисунок головы можно изображать так и эдак, наклоняя вниз, вправо, влево или вверх.

Ноги

Их длина составляет не менее 4-х голов. Они состоят из бёдер – начиная от низа тазового квадрата до колена, и икр – от колен до щиколоток. Следуя манере дизайнеров, можно увеличить рост модели за счёт удлинения ног. Верхняя часть бедра – одной ширины с головой. К колену – сужайте до трети от самой широкой части бедра. Затем сужайте дальше к щиколоткам, которые должны быть равны четвертой части ширины головы.

Ступни и руки

Ступни нарисуйте узкие, это красиво – в виде треугольников той же длины, что и голова. Руки нужно сужать к запястьям и чуть удлините, чтобы гармонировали с удлинёнными ногами. Дорисуйте пальцы.

Рисуем одежду и аксессуары

Теперь наступило время одеть вашу фигурку в придуманную вами одежду. Дорисуйте на ткани принты, рюши или бантики, добавьте аксессуары. Воротник, горловина, застёжки, пояса, пуговицы, блёстки, карманы, швы, – важно всё.Прорисовывайте складочки и заломы ткани на локтях, у талии, у запястий. Если будущая ткань по текстуре будет шелковистой и тонкой, то на рисунке она должна словно стекать по телу. Плотная, типа джинсовой чуть скроет форму тела. Для правильного изображения направления складок используются прерывистые мягкие штрихи. Не стоит делать жирные линии, когда вы только учитесь набрасывать эскизы. Лёгкие линии проще поправлять или стирать. Тщательно прорисовывайте складки, морщинки и заломы в виде петелек, волнистых линий.

Тени и оттенки

Завершающая стадия моделирования – добавляем тени, краску и оттенки. Сотрите карандашные линии и пометки, затем осторожно закрасьте маркерами, чернилами или красками одежду в задуманные вами цвета и тона. Присовокупите волосы, солнцезащитные очки, сделайте вашей модели макияж. Эти штрихи сделают ваш эскиз полнокровным.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования: Учебник для учащихся НПО. – М.: «Академия», 2010.

2. Беляева С.Е. Спецрисунок и художественная графика: Учебник для СПО. – М.: «Академия», 2011.

3. Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. – М.: Высшая школа, Мастерство, издательский центр «Академия», 2011.

4. Козлова Т. В., Рытвинская Л. Б., Тимашева3. Н. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М.: изд. Легпромбытиздат, 2010.

    Заявка через сайт является предварительной. Мы свяжемся с Вами для уточнения деталей.

    Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю свое согласие на обработку моей персональной информации на условиях, определенных Политикой конфиденциальности.

    Меню