ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧ. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ЧАСТИ РАБОТЫ.
Тема проекта — это сформулированное в одном предложении основное содержание исследования. Основными критериями выбора темы проекта являются:
· научный или практический интерес участника;
· стремление участника расширить свои познания в определенной области;
например:
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ ЗАУРАЛЬЯ И ЕГО ИНТЕРПРИТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕ.
(тему определяете самостоятельно), это примерная формулировка. Дальше актуальность темы- раскрывается в двух трех предложениях: например, «Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно прогрессивное развитие любого вида и жанра современного искусства. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что костюм играет важную роль не только в жизни ребенка, но и современного взрослого человека.
Дальше определяем цель исследования: например, она может быть сформулирована так:
узнать историю создания русского народного костюма и сшить их своими руками ( это только пример, у каждого цель будет сформулирована по- разному, в зависимости от содержания.
Написать цель исследования несложно. Вам нужно понять, что именно вы хотите узнать или изучить в своей работе. Затем вычислите ключевое слово, которое повторяется в актуальности, в названии работы.
Таким образом, перечитайте внимательно, чем значима ваша тема, чтобы обнаружить цель работы.
Перечислим, что именно может выражать цель:
· Исследование явление или какого-либо процесса
· Разработка методологической основы для решения научной проблемы
· Изучение отношений между элементами объекта, научными понятиями
· Систематизация протекания процессов
· Организация структурных элементов
· Выявление особенностей какого-либо объекта
Используйте такие шаблоны:
· Целью явления является…
· Цель исследования заключается в том, чтобы …
· Цель исследования объясняется тем, чтобы…
· Цель исследования ‒ это…
Дальше формируются задачи исследования. ЗАДАЧИ это выбор путей и средств, необходимых для достижения цели. Формулировку задач нужно всегда начинать с традиционно — принятых слов. Например, выявить, установить, обосновать, объяснить, уточнить, разработать и т. д.
· Например, задачи данного исследования могут быть сформулированы так:
1. Привлечь внимание как можно большего числа детей и взрослых к изучению истории возникновения русского народного костюма и вызвать неподдельный интерес к народному искусству.
2. Выполнить обзор и систематизацию имеющихся в литературе сведений о традициях в русском костюме.
3. Используя полученные знания и навыки в данной области, самостоятельно создать эскизы моделей современной одежды с включением традиций русского народного костюма.
Актуальность темы, цели и задачи определяются во введении.После введения начинается теоретическое исследование и раскрытие его в разделах, намеченных ранее. В данной работе предполагается сформировать три раздела, в каждый из которых будет входить по два параграфа.
Раздел первый посвящен общим вопросам: например в параграфе первом рассмотреть исторические аспекты формирования и развития территории Курганской области и города Кургана. Могут быть рассмотрены и выявлены исторические предпосылки заселения различными народностями территории области.
Например, данный раздел можно сформулировать как:
Раздел 1 Народный костюм как вид декоративно — прикладного творчества.
А параграфы данного раздела могут быть сформулированы следующим образом:
1.1 Краткие исторические сведения о Зауралье.
1.2. Самобытность народного костюма жителей Зауралья
В данном разделе анализируется литература, интернет источники, посвященные данной теме. Текст раздела должен быть логически выстроен, исторически обоснован.
Второй раздел исследования посвящен собственно анализу специальной литературы по народному костюму. В представленном примере берется русский костюм, как источник различных сведений о крое, тканях, отделке, аксессуарах.
Данный раздел может формулироваться так:
Раздел 2. Стилевые признаки народного костюма жителей Зауралья.
2.1. Ткани для народного костюма. Рассматриваются особенности тканей их структура, которые изначально использовались в пошиве русского костюма. Дается их характеристика, определяются свойства ткани, их историческое применение в различных атрибутах костюма.
2.2. Цвет в народном костюме. В данном параграфе, возможно , рассмотреть предпочтение тех или иных цветов в зависимости от национальности и места жительства. Одежда может быть знаком принадлежности к определенной культурной среде. Можно рассмотреть психологическое воздействие цвета на человека , его физические и психологические характеристики.
2.3. Украшения и отделка, аксессуары в народном костюме. В данном параграфе , возможно отметить основные предпочтения в традиционной отделки русского народного костюма, например: вышивки, отделка лентами ит. д. можно рассмотреть такие традиционные аксессуары как платок, шарф, накидка, особенности обуви и материалов для ее изготовления.
Раздел 3 Народный костюм в современном мире моды.
3.1. Коллекции российских дизайнеров.
В данном пункте, возможно рассмотреть и проанализировать коллекции ведущих дизайнеров России созданных на основе народного костюма.
3.2. Разработка авторских эскизов народного костюма.
В данном пункте дается разработка и описание авторских вариантов народного русского костюма. Творческие эскизы отличают авторский почерк, индивидуальная манера подачи и эмоциональный характер воздействия на зрителя. Формат таких эскизов большой ( А-3; А-4), графические материалы и приемы выполнения любые, по выбору автора. Художественный эскиз отображает стиль разрабатываемой модели, показывая манеру ношения костюма, характерные жесты, позы, знаковые аксессуары и дополнения. Все вместе позволяет автору эскизов донести до зрителя неповторимый образ, характер проектируемой модели. В общую композицию костюма включаются головные уборы, шарфы, платки, перчатки, сумки, обувь, очки, зонты и т. п.
В конце всей текстовой, исследовательской работы пишется заключение.
Исследовательская часть должна иметь заключение — эпилог работы, его завершающую часть. В заключении необходимо показать, что цель проекта достигнута, а задачи выполнены.
Затем формируется список использованных источников.
В конце формируются приложения. Приложения формируются по количеству разделов и параграфов в нем.
Итак, элементы исследования, оформляются следующими образом:
· титульный лист;
· содержание;
· введение;
· основная часть, представленная разделами, включающими подразделы и параграфы;
· заключение;
· список использованных источников;
· приложения
Основные элементы оформления текста в исследовательской части:
Текст набирается шрифтом – Times New Roman, размер шрифта 14.
Нумерация страниц – внизу, по центру листа, цифры арабские. Отступ слева – поля 2см. шрифт выравнивается по странице.
К текстовой части прилагается диск, на который записывается вся информация по проекту.
Для самостоятельного изучения:
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОСТЮМА
Дизайнерский подход основывается на том обстоятельстве, что одежда и её элементы являются такими же объектами дизайна, как мебель, интерьер, техника l дизайн одежды выступает как один из видов дизайнерской деятельности, целью которого является проектирование одежды l цель дизайна — создание утилитарной вещи; все остальные функции данной вещи (эстетические, социальные и др. ) учитываются в той мере, в какой они способствуют максимальной полезности l
Этнографический (этнологический) подход в этнографии речь идет, прежде всего, об исторических формах костюма, имеющих отношение к культуре и быту так называемых примитивных народов l костюм понимается как предмет материальной культуры, как источник исследования процессов взаимодействия различных народов и взаимовлияния культур (или этногенеза) l символическая система костюма отражает миропонимание этноса, позволяет сохранить живую связь между поколениями, развивать народное художественное творчество в костюме нашли отражение художественный вкус и древние религиозные представления.
Культурологический подход основывается на исследовании костюма как целостного феномена культуры (в единстве его утилитарных и символических, материальных и духовных функций) раскрывающего особенности этнического менталитета l в рамках подхода наиболее распространены исследования, в которых костюм рассматривается в связи с феном моды
подход успешно сочетается с экскурсами в историю и этнографию костюма культурологический подход к изучению костюма как феномена культуры претендует на универсальность, он не ограничивается изучением только современного костюма, так как феномен моды историчен.