ИСТОРИЯ ЗАУРАЛЬЯ И КУРГАНА

Поделиться:

У нашего края богатая, насыщенная интересными событиями история. Легенды и народные песни хранят память о первопроходце этих мест Ермаке, крестьянском заступнике Емельяне Пугачёве, свободолюбивых и гордых декабристах и народовольцах. Курганская область, её жители вписали немало ярких страниц в летопись страны.

 

Освоение Зауральской земли началось в древнекаменном веке, который в археологии называется палеолитом. В то время нашу землю покрывал мощный ледник и его граница проходила чуть севернее нашей Курганской области, примерно там, где сейчас г. Тюмень.

Первое упоминание о слободе Царево Городище на реке Тобол относится ко времени проведения переписи Львом Поскочиным, проведенной в 1680 – 1681 годах. В этом документе датой основания поселения, в 1782 году получившего статус города Кургана, назван 1679 год.

 

До этого решения датой основания Кургана официально считался 1782 год, когда по указу императрицы Екатерины II уже существующей слободе Царев Курган был присвоен статус города и новое название, то есть «Царев Курган» рассматривались местным населением как остатки татарских укреплений, то есть старого городища. Кроме того, в источниках XVII века название «Царево городище» использовалось не только по отношению к нашему населенному пункту, но и по отношению к Тюмени и не идентифицированной до сих пор крепости на Исети, что также приводило к спорам вокруг даты основания.

 

Проникновение русского населения в Среднее Притоболье долгое время затруднялось сопротивлением местных групп населения, например представителей племени табын, вошедших затем в состав башкир и сибирских татар. Кроме того, с конца XVI века и до ухода в Поволжье в 1670-1680-х гг. здесь кочевали калмыки, находившиеся в тесном союзе с Кучумовичами, наследниками сибирского хана Кучу. После поражения Кучумовичей, ухода калмыков и вхождения местных племен в состав Московского государства период краткого мирного затишья начинается активизация русского освоения этих земель. Хотя одновременно с этим на местные пастбища претендуют казахские племена, которые и были основными противниками русских в Притоболье до начала XIX века. В конце XVII — первой половине XVIII века слобода неоднократно разорялась кочевниками и в ней находился постоянный военный гарнизон.

Считается, что укрепленное поселение Царево городище (Царев Курган) было основано слободчиком Тимофеем Невежиным. Первое название — Царёво Городище — поселение получило по Царёву кургану.

В начале XVIII века городище превратилось в военную крепость, которая, как и многие другие сибирские оборонительные пункты, защищала новые русские земли от набегов степных кочевников, в том числе казахов. К середине XVIII века слобода имела тройную линию укрепления и насчитывала около тысячи служилых людей и 28 пушек. Гарнизон крепости был самым крупным во всем Притоболье. С освоением русскими новых земель на юге и востоке, само название «крепость» постепенно утрачивает свое оборонительное значение и со временем превращается в понятие «центр» — как административный, так и торговый.

19 (30) января 1782 года императрица Екатерина II подписала Указ об образовании Тобольского наместничества, в составе которого был создан Курганский уезд. Курганская слобода получила статус города с наименованием Курган. Первым городничим Кургана стал Иван Петрович Розинг.

В начале века в городе были открыты: первое учебное заведение, первая городовая больница, пожарное депо со смотровой вышкой. Жители города активно участвовали в Отечественной войне 1812 года. Учитывая удалённость от центра России, город использовался властями как место политической ссылки, в том числе для декабристов и участников польских восстаний. Со временем город становится центром торговли продуктами земледелия и скотоводства (хлеб, сало, мясо, масло, кожи). Промышленность была представлена в основном предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья.

Мощным толчком к развитию, послужило строительство и последующая эксплуатации в 1897 году, сквозного железнодорожного движения через Курган Транссибирской магистрали, от Челябинска до Иркутска. Увеличился приток населения, в том числе и зарубежного. К 1917 году население составляло около 40000 человек.

На 1 января 2019 года по численности населения город находился на 64-м месте из 1115 городов Российской Федерации.В своё время рост населения в городе подтолкнули эвакуация промышленных предприятий из европейской части СССР и образование 6 февраля 1943 года Курганской области. По некоторым данным, на момент образования области, в городе проживало не больше ста тысяч человек.После распада СССР численность населения начинает падать с максимума в 1991 году (более 360 тысяч жителей), в 2017 году проживало 322 тысячи. Сохраняется превышение смертности над рождаемостью, наблюдается интенсивный миграционный отток.

В Курганской области проживает примерно 845 537 (по данным 2018 года), плотность населения составляет — около 12 человек на один квадратный километр. В Курганской области очень много различных национальностей:

· Русские — 823 722 человека (90,44%)

· Татары — 17 017 человек (1,87%)

· Башкиры — 12 257 человек (1,35%)

· Казахи — 11 939 человек (1,31%)

· Украинцы — 7 080 человек (0,78%)

· Белорусы — 2 502 человека (0,27%)

· Азербайджанцы — 1 781 человек (0,20%)

· Армяне — 1 750 человек (0,19%)

· Немцы — 1 740 человек (0,19%)

· Удмурты — 1 579 человек (0,17%)

· Чуваши — 1 364 человека (0,15%)

· Цыгане — 1 026 человек (0,11%)

· Молдаване — 815 человек (0,09%)

· Мордва — 691 человек (0,08%)

· Чеченцы -569 человек (0,06%)

· Таджики — 569 человек (0,06%)

· Узбеки — 536 человек (0,06%)

Кроме того, в Курганской области ещё живут киргизы, грузины, марийцы, поляки, евреи, курды и некоторые другие немногочисленные национальности.

Этнический состав населения исторически сложился очень пёстрым благодаря пограничному положению. На юго — западе значительная доля у башкир, татар, по южной пограничной полосе много казахов.

 

История появления на территории Зауралья различных народностей и культур

 

РУССКИЕ

Русские люди впервые познакомились с зауральским краем в XV веке. В процессе русской колонизации Зауралья сначала преобладала частная инициатива новгородских, впоследствии московских торговых людей, промышленников, приобретавших пушнину в обмен на русские товары. На этих путях постепенно создавались промышленные поселения — слободки, зимовья, городки. Шли на восток и христианские миссионеры.

Движение русских людей за Каменный пояс до XVI века шло очень медленно, и только после падения Казанского и Астраханского ханств оно ускорилось. В 1574 году Иван Грозный выдал купцам Строгановым жалованную грамоту на владение зауральскими землями по реке Тобол. Однако на пути землепроходцев стояла преграда — Сибирское ханство во во главе с ханом Кучумом. В разгроме ханства видную роль сыграл поход Ермака в Сибирь, который снарядили Строгановы. Поход начался осенью 1581 года и продолжался в течение года. Под командованием Ермака была взята столица ханства, полный же разгром завершили другие отряды в 1586 году. С этого времени Зауралье вошло в состав Русского государства.

 

ТАТАРЫ

Сибирские татары исторически проживали на обширных равнинах к востоку от Уральских гор до реки Томь в степной, лесостепной и лесной зонах.

Ичкинские татары в Курганской области жили веками и являются ее коренными жителями.

В XVI веке в Тоболо-Иртышском бассейне стали поселяться Казанские татары. Они жили в городах и крупных населенных пунктах. Эти были торговцы, представители духовенство, ученые. Муллы были образованные, знали наизусть Коран. В этот период открываются духовные школы (медресе).

Основные территории проживания

г. Курган, Альменевский, Сафакулевский, Шадринский районы

 

БАШКИРЫ

Курганские башкиры — являются одним из автохтонных народов региона, т.е. коренным народом. Ялано-катайские башкиры в основном населяли территорию нынешнего Альменевского района. Башкиры родов калмак, сарт и табын были расселены на территории современных Сафакулевского и Щучанского районов. Башкиры-айлинцы проживали совместно с другими родами на территории Альменевского и Сафакулевского районов Башкиры-катайцы и сарты-калмаки являлись вотчинниками своих земель, а айлинцы и табынцы заселялись на их землях в качестве припущенников.

С конца XVIII века и до начала XX века Катайская и Сарт-Калмакская волости были в составе Челябинского уезда Оренбургской губернии.

Среди традиционных хозяйственных занятий башкирского населения скотоводство занимало особое место. Предки зауральских башкир пришли в этот край уже с давно сложившимися скотоводческими традициями. Но разведение скота было не единственным занятием. Они занимались таким видом деятельности как рыбная ловля, охота и земледелие. Такой образ жизни сохранялся вплоть до 19 века.Основные территории проживания Сафакулевский и Альменевский районы

 

КАЗАХИ

История казахов на территории нашей области насчитывает уже несколько столетий. По всей видимости, отдельные роды, позднее вошедшие в состав казахского народа, например часть аргынов бабасан, проживали еще на территории Сибирского ханства Кучума. Сибирские татары в конце 1560-х – начале 1570-х гг. вели военные действия против казахского хана Хакк-Назара, который боролся за восстановление контроля над зауральскими степями и пытался контролировать часть местных башкир, находившихся в «подданстве» у ногайских биев и сибирских ханов. Одновременно с этим не редкими были браки местной элиты с представителями высших слоев казахского общества.

К началу XIX века в южных степях Среднего Притоболья кочевали роды аргынов (по р.Тобол), найманов (по Тоболу, Абуге, Ую рядом с Усть-Уйской крепостью), уваков и киреев (по Ую, Тогузаку, Ишиму, рядом со Звериноголовской и Пресногорьковской крепостями) Среднего жуза. Кроме того, роды байыулов (часть алчынов) и табынов (часть джетыру, т.е. семиродцев) Младшего жуза использовали земли по Тоболу в виде летовок. Все они имели достаточно древнюю истории, а истоки некоторых можно найти еще в раннесредневековых тюркских и монгольских степных государствах.

Основные территории проживания

г.Курган, Макушинский, Петуховский, Каргапольский, Лебяжьевский, Куртамышский, Мокроусовский, Половинский районы

 

УКРАИНЦЫ

Первые украинцы появились за Уралом в XVII веке как сосланные военнопленные. Территория Украины входила в ту пору в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, которые вместе образовывали союзное государство. Украинцы сыграли немалую роль в духовной жизни и истории православия Зауралья и Сибири – с начала XVIII века архиепископскую кафедру в Тобольске занимали люди, окончившие Киевскую духовную академию, чаще всего украинцы по происхождению. Много украинцев появилось на Урале при создании Оренбургской военно-пограничной линии. С 1736 года на эти территории в гарнизоны крепостей на казачью службу привлекали переселенцев. В числе прочих «агитировали» и жителей украинских земель, запорожских казаков. Немало украинцев переехало в наши края в ходе переселенческого движения на рубеже XIX–XX веков. Свободных земель на Украине не было, и часть крестьян подалась на поиски лучшей доли на восток. Этому способствовала и прокладка железной дороги в Сибирь.

 

БЕЛОРУСЫ

Среди рассмотренных групп белорусских переселенцев, первыми в Сибирь прибыли так называемые «панцирные бояре», значительная часть которых переселилась за Урал из Витебской губернии в 50-60-е гг. XIX в.

Панцирные бояре представляли собой особую категорию служилых людей, сложившуюся на территории современной Белоруссии, предположительно еще во времена Великого княжества Литовского (в XVI в.). Первоначально они несли конную службу в панцирном облачении с тяжёлым вооружением и занимали промежуточное положение между мелкой шляхтой и тяглыми крестьянами. После присоединения в конце XVIII в. Восточных территорий Речи Посполитой к Российской Империи панцирные бояре вошли в сословие государственных крестьян.

 

АРМЯНЕ

В отличие от представителей других народов бывшего СССР, армяне стали появляться в наших краях задолго до развала большой страны. В годы сталинских репрессий за Урал было сослано немало семей из этой закавказской республики, некоторые остались тут жить. Заметный всплеск миграции произошел после землетрясения в Спитаке в 1988 году. С этого момента началась более значительная миграция армян в Курганскую область. В конце 80-х годов, когда в стране разрешили кооперативную деятельность и предпринимательство, армяне стали привозить сюда свои товары. Некоторые из них, увидев для себя перспективу, принимали решение остаться здесь навсегда. Следом за ними поехали родственники, а также те работники промышленных предприятий, кто бывал в командировках на уральских заводах. их народов бывшего СССР, армяне .

 

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

В 70-х годах ХХ века азербайджанцев заносило на Урал несколькими потоками.

Первый – по линии МВД, молодых мужчин направляли служить в милицию. Вторая волна – коммерческая. Южане везли уральским женщинам цветы на 8 марта. Третий поток сибирский. После того, как геолог Фарман Салманов (азербайджанец по национальности, дед которого в конце XIX-го века отбывал ссылку в Сибири), нашел нефть на севере Тюменской области, началась активная разработка месторождений.

Из Азербайджана в Сибирь пошли эшелоны с его земляками (прибыло 600 тысяч человек!).

После распада СССР началась глобальная миграция азербайджанцев. У неё были две побудительные причины – экономическая и политическая. В республике трудно было найти работу, стало не на что жить. Дети «страны огня» также бежали от политической неопределённости, когда власть в стране переходила из рук в руки; в их душе кровоточила и до сих пор кровоточит рана Нагорного Карабаха. В результате около трёх миллионов человек иммигрировали в Россию, в том числе – в Зауралье.

 

ЧУВАШИ

Появились чуваши в области в послевоенное время. Отдельные чувашские селения на территории области отсутствуют, селяне проживают, за исключением с. Лесниково в Кетовском районе, в основном в селах-райцентрах.

Основные территории проживания:

Курган, Шадринск, Кетовский район

 

ЧЕЧЕНЦЫ и ИНГУШИ

Первые представители чечено-ингушской национальности появились на Урале в 20–30 годах ХХ века. В это время в стране шёл процесс коллективизации, и раскулаченных людей ссылали в Сибирь. Немало чеченцев появилось в Зауралье в 80-е годы, когда шло бурное строительство больших народно-хозяйственных объектов, таких, к примеру, как нефтепровод Уренгой – Помары – Ужгород. Чеченские строительные бригады постоянно приезжали в наши края на заработки, строили различные объекты в колхозах и совхозах. В конце 80-х – начале 90-х годов кавказская молодёжь приезжала к нам учиться, затем, получив распределение, оставалась здесь жить. Самый большой приток чеченцев за Урал произошёл в середине 90-х в период первой и второй военных операций. Позже, когда в Чечне стало спокойнее, а экономика её окрепла, многие уехали обратно.

 

 

МОЛДАВАНЕ

Молдавская народность стала складываться с XII века в Восточном Прикарпатье в результате этнического взаимодействия волохов, переселившихся туда из Трансильвании в XI векe под давление венгерских племён, и восточных славян (русин), которые расселились здесь в ходе славянской миграции на Балканы в VI—VIII веках и позже, во время подчинения этих земель Владимиром Мономахом. В свою очередь, на территории где сформировался румынский этнос, определяющим было южнославянское (болгарское и сербское) влияние — «сырбие». Наиболее поразительным является факт ускорившейся молдованизации восточнославянской общности в северной части междуречья Прута и Днестра, которая продолжалась даже после 1812 года в пределах российской Бессарабии.

 

УДМУРТЫ

Предки южных удмуртов с конца I тысячелетия н. э. находились под властью Булгарии, а позже — Золотой Орды и Казанского ханства. Северо-удмуртские земли вошли в состав России с окончательным присоединением Вятской земли в 1489 году. Окончательное вхождение удмуртских земель в состав Русского государства происходит после падения Казани (официальные даты — 1557 или 1558 год — приняты в местной историографии условно).

 

ТАДЖИКИ

Таджики представляют собой один из наиболее древних коренных народов Средней Азии.Свое происхождение таджики относят к «арийцам». Согласно историческим исследованиям, предками таджиков являются оседлые и кочевые ираноязычные народы согдийцы, бактрийцы, хорезмийцы, парканцы и саки.Таджики в России — жители России, имеющие полное или частичное таджикское происхождение, являются первыми (во времена СССР) и вторыми (сегодняшняя иммиграция) представителями иммигрантов из Таджикистана.

 

МАРИЙЦЫ

Марийцы — финно-угорский народ в России, проживающий, в основном, в Республике Марий Эл. В ней проживает около половины всех марийцев, насчитывающих 547 тысяч человек. Остальные марийцы рассеяны по многим областям и республикам Поволжья и Урала. Основной территорией проживания является междуречье Вятки и Ветлуги.Выделяют четыре группы марийцев: горные (живут на правом и частично левом берегу Волги на западе Марий Эл и в соседних регионах), северо-западные (на юго-западе Кировской и северо-востоке Нижегородской области), луговые (составляют большинство марийского народа, занимают Волго-Вятское междуречье) и восточные (сложились из переселенцев с луговой стороны Волги в Башкирию и Приуралье) — последние две группы ввиду исторической и языковой близости объединяют в обобщённые лугововосточные марийцы.

 

 

ПОЛЯКИ

История поляков в Кургане первоначально связана с политической ссылкой и охватывает несколько больших периодов.Польская ссылка в Сибирь началась в XVIII в. Правительство выделяло неблагонадежных поляков в особую группу ссыльных – «политических преступников», отличную от «государственных преступников». За исключением единичных случаев мы не можем обозначить конкретные фамилии поляков, отбывавших наказание в уездных городах Тобольской губернии до 1830 г. После подавления восстания 1830-1831 гг. в Польше начинается массовая ссылка поляков в Сибирь, что привело к появлению нового этнического образования в этом регионе вообще, и в Кургане в частности. Увеличение количества ссыльных польского происхождения, относительная длительность их пребывания в Кургане привели к формированию польской общины в середине 30-х годов XIX в.

Вторая волна польской ссылки в Сибирь, в т. ч. в Курган, связана с подавлением восстания в Польше 1864 г. По этому периоду в облгосархиве есть дело, в котором находятся списки и краткие характеристики ссыльных в Кургане в 1860-1870-х гг.В конце XIX – начале XX вв. в Кургане сложилась устойчивая польская диаспора, которая явилась основой для формирования в городе римско-католической общины.

Огромный вклад поляки внесли в медицину города Кургана. В 1897 г. в здравоохранении задействовано 2,5% поляков, проживавших в городе Кургане: среди них Земянский К.С. – аптекарь, Барташевич А.Ф. – городской врач, Иваневич Э.И. – врач, аптекарские помощники и провизоры, а также ветеринары – Дмоховский В.Н. и Вольский В.Ф.

Еще одна причина миграции в Курган представителей польской и других национальностей (белорусов, украинцев, и пр.) из западных губерний России связана с военными событиями 1914-1918 гг. С 1914 г. в Кургане наблюдается большой приток беженцев и военнопленных с запада страны. В это время появились общественные национальные организации. В городе действовала польская школа, существовал Польский военный комитет, Польское землячество (Гмина), проводились акции в пользу раненных польских солдат. Общественная деятельность поляков отражена на страницах местной печати 1914-1920 гг.: «Курганский вестник», «Народная газета», «Свободное слово» и др.

 

ГРУЗИНЫ

взаимные русско-грузинские миграции стали заметными к концу XVIII — началу XIX века, когда Россия ввязалась в борьбу с Портой и Персией за Закавказье и вскоре утвердилась за Кавказским хребтом. Утверждается, что вплоть до советских времён существенных волн переселения грузин в Россию не было, ехали туда в основном представители высших слоёв общества. Поток грузинской миграции усилился после Октябрьской социалистической революции 1917 года. Отмечают, что вплоть до 1990-х годов переезжавшие в Россию грузины весьма быстро ассимилировались. С распадом СССР резко возросла трудовая миграция — к середине 2000-х годов общая численность грузин в России составляла, по некоторым оценкам, порядка миллиона человек.

 

УЗБЕКИ

Узбеки в России — одно из самых быстрорастущих национальных меньшинств.Верующие — мусульмане-сунниты, язык — узбекский, многие владеют русским и таджикским языком. Следует отметить что узбеки в Россию прибывают не только из Узбекистана, но также и из других среднеазиатских республик и Казахстана, поскольку в каждой из этих стран имеются значительные узбекские диаспоры. Распад Советского Союза оказал сильное отрицательное влияние на экономику Узбекистана и спровоцировал кризис, что вызвало массовую миграцию из Узбекистана в Россию сначала нетитульного населения, а затем и этнических узбеков. Узбекистан традиционно является одним из самых значимых миграционных доноров России.

 

19 (30) января 1782 года императрица Екатерина II подписала Указ об образовании Тобольского наместничества, в составе которого был создан Курганский уезд. Курганская слобода получила статус города с наименованием Курган. Первым городничим Кургана стал Иван Петрович Розинг.

Деление города на усадьбы (именно так назывались участки под застройку), которые отчасти оказали влияние и на современную нумерацию домов, основывается во многом на плане межевания 1786 года, который был призван организовать правильную («планную») застройку города. Согласно этому проекту каждый квартал делился на равное количество усадеб: по пять усадеб с одной и с другой стороны улиц. Размер усадьбы — 17 сажень по улице и 30 сажень вглубь квартала. Воплотить это сразу не удалось, поскольку уже имеющиеся дома не всегда вписывались в план. Как это ни странно звучит, на помощь пришли городские пожары, особенно самый крупный из них 1864 года. Именно после него город приобретает знакомый нам вид. Правда, одновременно с этим в городе фактически полностью исчезают деревянные здания более раннего времени, кроме нескольких домов на ул.Береговой (Климова).

 

В начале века в городе были открыты: первое учебное заведение, первая городовая больница, пожарное депо со смотровой вышкой. Жители города активно участвовали в Отечественной войне 1812 года. Учитывая удалённость от центра России, город использовался властями как место политической ссылки, в том числе для декабристов и участников польских восстаний. Со временем город становится центром торговли продуктами земледелия и скотоводства (хлеб, сало, мясо, масло, кожи). Промышленность была представлена в основном предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. В 1856 году в Кургане было 3576 жителей, две каменных церкви, 7 каменных домов. В конце века были открыты: телеграфная станция, первое фотографическое заведение, страховое общество, детский приют, ночлежный дом, столовая для бедных.

Со строительством Транссибирской магистрали город начал быстро расти. В мае 1894 года устроен телефон для нужд городской полиции. В 1897 году в городе насчитывалось 10 тысяч 63 жителя. В 1904 году население города составило — 19912 человек. Интересно то, что по переписи 1910 г. в Кургане проживало 13611 мещан, что составляло 38,1% от общего числа населения. По количеству этой группы населения Курган стоял на первом месте в Тобольской губернии.

 

В начале ХХ века в городе проходят забастовки рабочих, основывается Курганское отделение РСДРП. Позже будет арестовано руководство отделения. Основываются и закрываются через некоторое время кинотеатры. 15 апреля (1 мая) 1914 была пущена первая электростанция.

Перед Октябрьской революцией 1917 г. Курган был развитым промышленным и культурным городом. Его население составляло около 40 тысяч человек. Работало 49 предприятий с шестью тысячами рабочих; действовали две больницы на 100 коек. Образованием занимались мужская и женская гимназии, церковно-приходские и ремесленные школы, уездное и приходские училища. Была открыта публичная библиотека, которую посещали более тысячи человек. Также работали театр, цирк, два электротеатра (кинотеатра), пять фотографий, две типографии, два книжных магазина.

    Заявка через сайт является предварительной. Мы свяжемся с Вами для уточнения деталей.

    Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю свое согласие на обработку моей персональной информации на условиях, определенных Политикой конфиденциальности.

    Меню